Александр Цфасман

Александр Цфасман
Цфасман Александр Наумович (14.12.1906 - 20.02.1971) - композитор, пианист.

Родился в Александровске, ныне Запорожье в семье парикмахера. С 7 лет обучался игре на скрипке и фортепьяно, с 12 — на фортепьянном отделении Музыкального техникума в Нижнем Новгороде. С 1923 в Москве; заведующий музыкальным отделом Московской драматической студии имени А.С. Грибоедова. В 1925—30 обучался в Московской консерватории.

Еще учась в Московской консерватории, Цфасман увлекся джазом и в 1926 году создал первый в стране профессиональный джазовый коллектив «АМА-джаз». В 1927 году оркестр Александра Цфасмана стал исполнять джазовую музыку по радио (много позже оркестр принял участие и в первой советской джазовой телепередаче). Среди первых джазовых сочинений — фокстроты «Джимми», «Скайтротт», «Эксцентрический танец», вальс-бостон «Грустное настроение». Коллектив выступал на открытой эстраде сада «Эрмитаж», в ресторане «Казино» на Триумфальной площади, в фойе кинотеатров «Малая Дмитровка» (ныне Театр «Ленком»), «Первый Госкино» (ныне «Художественный»), «Динамо» (располагался под трибунами стадиона).

В 1937 году были выпущены пластинки с записями четырех песен, две из которых обрели необыкновенную популярность. Это «Неудачное свидание» и обработка популярного польского танго, известного в Советском Союзе как «Утомленное солнце». Вслед за песнями появились записи и инструментальной музыки: «Звуки джаза», «Я люблю танцевать» и другие. Пианизм и композиторское творчество у Цфасмана неразделимы. Как пианист он вызывал восхищение А.Гольденвейзера, К.Игумнова, Г.Нейгауза и других выдающихся исполнителей, а также композиторов.
Среди произведений Цфасмана крупной формы - концерты для фортепиано с джаз-оркестром и симфоническим оркестром, музыка к кинофильмам и театральным постановкам.

В 1932 Цфасман организовал ансамбль «Весёлые ребята», с которым выступал в ресторане «Савой», гастролировал по стране. Коллектив приобрёл известность как джаз-оркестр А. Цфасмана. В 1936 он принял участие в московских «Вечерах джаза».

С 1939 г. в течение семи лет А.Цфасман руководил джаз-оркестром Всесоюзного радиокомитета - тем самым «ВРК». С этим коллективом связаны, вероятно, самые большие достижения советского биг-бэнда. С весны 1942 года джаз-оркестр ВРК неоднократно выезжал на фронт. После высадки войск союзников в Нормандии, когда второй фронт стал реальностью, в репертуаре оркестра появились мелодии английских и американских авторов. Особенно часто он исполнял фокстрот Джерома Керна из американского фильма «Песнь о России».

В 1946 году Цфасман стал музыкальным руководителем театра «Эрмитаж», при котором он создал симфоджаз. В том же году вышла пластинка с записью песен в исполнении Леонида Утесова, которому аккомпанировал Цфасман. В 50-е годы джаз в СССР фактически оказался запрещенным. А.Н.Цфасман создал маленький инструментальный ансамбль, с которым он виртуозно исполнял свои невероятно изобретательные пьесы: «Радостный день», «Веселый вечер». Дирижер и композитор, несмотря на запреты, нес людям радость, исполняя в столице и во время гастролей по стране искрящуюся жизнерадостную музыку.

В 1966 был одним из учредителей Европейской джазовой ассоциации. Цфасман — автор крупных произведений: двух концертов для фортепьяно с джаз-оркестром (1941) и эстрадно-симфоническим оркестром (1967), балетной сюиты «Рот-фронт» для оркестра (1931), Интермеццо для кларнета и джаз-оркестра (1944, посвящен Б. Гудмену), концертной пьесы «Снежинки», «Спортивной сюиты» для симфоджаза (1965), «Фантазии на темы Блантера», танцевальных пьес «Я люблю танцевать», «Ожидание» и др., а также музыки к драматическим спектаклям («Под шорох твоих ресниц», Центральный театр кукол, 1948), к кинофильмам «Весёлые звёзды» (1954), «Секрет красоты» (1955), «За витриной универмага» (1956) и др.