Даниил Андреев

Даниил Андреев
Биография

Даниил Андреев родился 20 октября (2 ноября нов. стиля) 1906 в Берлине, в семье писателя Леонида Андреева. Мать Даниила, Александра Михайловна Велигорская, умерла вскоре после родов. Безутешный отец отказался видеть ребёнка, и воспитанием Даниила занялась сестра Александры Михайловны, Елизавета Михайловна Доброва. Мальчик рос в Москве, с детства начал сочинять стихи и прозу — уже тогда с элементами мистики и фантастики. Учился в частной «Репмановской» гимназии (после революции 1917 она была преобразована в среднюю школу). Поступил на Высшие литературные курсы, женился. После окончания курсов работал художником-шрифтовиком, продолжая сочинять произведения, на публикацию которых при советской власти у него не было надежды.

В 1937 познакомился со своей будущей второй женой, Аллой Александровной.

В 1942 был мобилизован, по состоянию здоровья признан нестроевым. Служил в 196-й стрелковой дивизии, в похоронной команде, затем санитаром в медсанбате. После войны работал в Москве.

21 апреля 1947 был арестован органами госбезопасности по обвинению в антисоветской агитации, создании антисоветской группы и подготовке покушения на Сталина. Был осуждён на 25 лет тюремного заключения. Прошёл через Владимирскую тюрьму. Алла Александровна также была арестована и попала в лагерь в Мордовии. В 1954 в результате пересмотра дела срок заключения был сокращён до 10 лет. В апреле 1957 Даниил Андреев, будучи уже тяжело больным, был освобождён.
Умер Даниил Андреев в Москве 30 марта 1959.

Творчество

В ранней поэзии Даниила Андреева присутствует тревожное ожидание катастроф, надвигающихся на Россию. В 1930-е годы работал над романом «Странники ночи» (уничтожен органами госбезопасности после ареста автора) и поэмой «Песнь о Монсальвате» (не закончена).

В конце 1940-х годов в заключении участвовал в создании иронического биографического словаря «Новейший Плутарх».

В заключении Андреев написал поэмы (вошли в «поэтический ансамбль» «Русские боги», 1989) и черновики трактата «Роза Мира» — главного произведения своей жизни, официально опубликованного в России лишь в 1991-м (до этого работа передавалась из рук в руки в виде самиздата). В этих произведениях Андреев зафиксировал свой опыт мистического созерцания «миров просветления» и «миров возмездия» и метаисторического познания Вселенной. В своих произведениях Андреев изложил своё мистическое учение. В числе наиболее значительных произведений также — поэтическая драма «Железная мистерия» (опубликована в 1990).

Роза Мира представляет мир как многослойную реальность, разделённую на ряды миров — миров восходящего ряда (ведущих к Богу), и миров нисходящего ряда (творимых противобожескими силами во главе с Люцифером). Вся Вселенная суть поприще творчества и становления множества созидаемых Богом индивидуальных духовных единиц — монад. Каждая монада подобна Богу и обладает неисчерпаемым творческим потенциалом и свободой.

Также Д. Андреев — автор оригинальных работ по теории литературы и стиховедению. Основной его труд «Некоторые заметки по стиховедению» написан в тюрьме в 1955 и имел подзаголовок «Работа по стихосложению, написанная для уголовников». Автор исследует случаи применения спондеев в русской поэзии, рассматривает классы метрических систем, или «метро-строфы», такой вид строфы, как «русская октава», вводит жанр «поэтической симфонии».

Для предлагаемых Андреевым размеров характерно активное использование минимальных междуударных интервалов (и соответственно односложных слов) в контрасте с максимальными (которые он называет «гиперпеонами»: «И возвращаются, и возвращаются, и возвращаются, и возвращаются»); «спондеические» и «гиперпеонические» строки соединяются в сложные строфы, которыми Андреев активно пользовался в поэтической практике. В этой же работе он предлагает новый литературный стиль, называемый им «сквозящий реализм» или «мета-реализм». Таковым наименованием он определял свое собственное творчество. Практическое добавление к этой работе «Новые метро-строфы» содержит образцы предлагаемых Андреевым «спондеических» и «гиперпеонических» размеров и комбинированных из них строф.

Комментатор издания его работ Б. Н. Романов утверждает, что «подавляющая часть „метро-строф“ Д. Андреева вряд ли когда-нибудь найдет широкое употребление в стихотворческой практике, слишком они индивидуально окрашены и изощренны». Впрочем, Андреев, напротив, считал, что в будущем вводимый им стиль «мета-реализм» и предлагаемые в его рамках стихотворные формы найдут своих приверженцев: «Спондеический принцип может и должен быть введен в русское стихосложение наряду с классической силлаботоникой, дольниками и интонационным стихом», — писал он.