Дворжак

Дворжак
Антонин Дворжак (08.09.1841 - 01.05.1904) - чешский композитор. Родился в бедной крестьянской семье. Первым учителем Дворжака был сельский органист Й. Спиц. Уже в 8 лет Дворжак играл по вечерам в трактирном оркестре. В 1853 году он переехал к своему дяде в небольшой городок Злонице; здесь он продолжал заниматься музыкой, беря уроки игры на фортепьяно, скрипке и альте у Лиманна. В 1857 году Дворжак переехал в Прагу и поступил в Школу органистов, где его учителями были И. Звонарж и Ф. Блажек. Окончив школу, Дворжак работал сначала в пражском концертном ансамбле, а затем в открывшемся в 1862 году чешском «Временном театре». В оркестре этого театра он играл на альте в течение 11 лет.

К этому времени относится знакомство Дворжака с Бедржихом Сметаной и с другими передовыми деятелями чешской музыки и литературы. В начале 1870-х годов были созданы первые крупные произведения Дворжака - оперы «Альфред» (пост. 1938, Оломоуц), «Король и угольщик» (пост. 2-я ред. 1874, Прага), струнный квартет, 4 симфонии, неопубликованные при жизни композитора (свою 5-ю симфонию Дворжак издал как 1-ю). Все эти сочинения свидетельствуют о большом композиторском даровании и мастерстве Дворжака, об исключительной требовательности к себе. Все теснее становится связь творчества композитора с чешской национальной культурой. Под влиянием основоположника чешской классической музыки Сметаны Дворжак создает произведения, в которых стремится отразить борьбу за независимость и свободу чешского народа. В 1872 году он пишет патриотический хор в сопровождении оркестра «Гимн», прославляющий героев чешского народа, боровшихся за свободу, а также ряд сочинений, связанных с фольклором: моравские дуэты, циклы чешских, словацких народных песен в обработке для хора, цикл сольных чешских песен «В народном духе». Следуя реалистическим традициям чешского народного искусства, Дворжак пишет оперы, проникнутые национальным колоритом.

Тяжелое семейное горе обрушивается на Дворжака - один за другим умирают трое его детей, и скорбь, охватившая композитора, звучит в его произведениях, созданных в эти годы. Однако горячая любовь к родине, искусству помогают ему перенести личное несчастье, и в написанных им струнном квартете, посвященном Иоганнесу Брамсу, и в опере «Хитрый крестьянин» (пост. 1878) снова начинают преобладать жизнерадостные настроения, светлый колорит. Огромную популярность приобрели его «Славянские танцы» (2 цикла), написанные для фортепьяно в четыре руки и позднее переложенные композитором для симфонического оркестра. В 1882 году поставлена опера Дворжака «Дмитрий» (2-я ред. 1894, Прага) на сюжет русской истории начала 17 века.

Творческую деятельность Дворжак совмещает с исполнительской - он выступает как дирижер собственных произведений. Композитор к этому времени становится известным не только у себя на родине, но и за рубежом. Дружба с Чайковским, приезжавшим в Прагу, содействовала поездке Дворжака в Россию; в 1890 году он дирижировал в Москве и Петербурге концертами из своих произведений. С 1891 года Дворжак ведет педагогическую работу в Пражской консерватории.

В 1892-1895 годах Дворжак живет в США, где возглавляет Национальную консерваторию в Нью-Йорке. Интонации народных негритянских и индейских мотивов легли в основу его 9-й симфонии - «Из Нового Света», одного из популярнейших произведений композитора. По возвращении на родину Дворжак снова преподает в Пражской консерватории, а в 1901 году становится ее директором. В последние годы жизни он продолжает интенсивную творческую; пишет живую, увлекательную оперу в народном духе «Черт и Кача» (пост. 1899, Прага), поэтическую сказочную оперу «Русалка» (пост. 1901, Прага), с успехом идущие и на нашей сцене, 2-й виолончельный концерт, занимающий почетное место в репертуаре виолончелистов.

Творчество Дворжака - «простого чешского музыканта», как он себя называл, носит глубоко национальный, народный характер. Его произведения - крупнейший вклад не только в чешскую, но и мировую музыкальную культуру. Лучшие сочинения Дворжака постоянно звучат в театрах и концертных залах всего мира.