Минкус

Минкус
Лю́двиг Ми́нкус (нем. Ludwig Minkus ) - — австрийский композитор, скрипач и дирижёр чешского происхождения, долгие годы живший и работавший в России.Учился в Вене, с 1846 г. жил и выступал как скрипач в Париже, а в начале 1850-х гг. переехал в Россию. Был капельмейстером оркестра крепостного театра князя Юсупова (1853—1856), в течение некоторого времени выступал как солист, давал частные уроки игры на скрипке. В 1862—1872 гг. — концертмейстер оркестра Большого театра (нередко вставал за дирижёрский пульт) и инспектор балетной музыки московских театров. После открытия Московской консерватории был приглашён в неё профессором по классу скрипки. В российский период своей карьеры продолжал выступать как скрипач — в частности, играл вторую скрипку при премьерном исполнении Струнного квартета № 1 П. И. Чайковского (Москва, 28 марта 1871).

Как балетный композитор Минкус дебютировал в России в 1862 г. В соавторстве с Петипа Минкус создал 16 балетов, из которых наибольшую известность получила «Баядерка» (1877) ,в 1869 г. Минкус написал для другого хореографа, Мариуса Петипа, балет «Дон Кихот» по Сервантесу, и эта работа оказалась исключительно успешна.
Основные сочинения (указываются только самостоятельно написанные партитуры): «Дон-Кихот», «Золотая рыбка», «Фиаметта», «Баядерка», «Волшебные пилюли», «Камарго», «Калькабрино», «Фетида и Пелей».

Наиболее известные вставные номера в балетах других композиторов: Вариация Жизели (вариация с волчками) в балете А. Адана «Жизель», Детский полонез и мазурка, Grand pas и фрагменты Pas de trois в балете А. Дельдевеза «Пахита».

Музыка Л. Ф. Минкуса также была использована в балете «Корсар» (возобновление 1899 г.) — Вариация Медоры в сцене «Оживленный сад» (музыка из балета «Приключения Пелея»)

Минкус хорошо чувствовал специфику балетного театра, обладал высоким профессионализмом. Его балеты, наполненные жизнерадостностной, мелодичной, ритмичной музыкой, до сих пор входят в репертуар ведущих театров России и мира.